Тел/факс: 8(4232)45-65-95, тел. 245-96-28, 245-14-07
ПРИМОРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ


 
Главная страницаОхрана трудаСпециальная оценка условий труда

Новые особенности СОУТ в здравоохранении

В настоящее время в результате проведения СОУТ на рабочих местах медицинских работников, непосредственно оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, а также на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно обслуживающих больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения итоговый класс (подкласс) условий труда нередко оказывается заниженным и не соответствующим реальным условиям труда, приводя к необоснованному снижению размеров предоставляемых гарантий (компенсаций).

Приказом Минтруда России от 30.06.2017 № 544н внесены изменения в приказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда» (зарегистрирован в Минюсте России 08.09.2017 № 48114).

Данный нормативный правовой акт, разработанный при непосредственном участии ЦК Профсоюза, позволит снизить социальную напряженность в трудовых коллективах при применении законодательства о СОУТ.

Документом совершенствуется процедура проведения СОУТ посредством установления особенностей в отношении рабочих мест медицинских работников, непосредственно оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, а также медицинских и иных работников, непосредственно обслуживающих больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

Также приказом предусматривается повышение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочих местах на одну степень при отнесении условий труда к опасному классу травмоопасности, а также установление условий труда по напряженности трудового процесса.

Обращаем внимание на то, что документ распространяется как на медицинских работников, непосредственно оказывающих психиатрическую помощь, так и на медицинских работников, оказывающих иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

Необходимо отметить, что нормы данного приказа обязательны для исполнения и должны применяться, в том числе, при подготовке мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций о проведении внеплановой СОУТ.

11.09.2017 приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации и вступает в силу 22.09.2017.

 

Что делать, если не согласен с результатами СОУТ?

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило Административный регламент о рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профсоюзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших оценку, с результатами экспертизы.

Согласно тексту регламента, можно сделать вывод, что с недалёкого будущего времени Минтруд сможет проверять проведённую спец. оценку (в течение 45 рабочих дней, при необходимости более детальной проверки, срок может быть продлён до 90 рабочих дней), и направлять своё мнение по поводу исследуемого. Таким образом, планируется ужесточить контроль за проведением спец. оценки, чтобы это мероприятие не проходило в формальном режиме.

Источник: сайт «Охрана труда в России»

 

 

Рекомендации при организации и проведении специальной оценки труда

 

 

 

ОБРАЗЕЦ

ПРИКАЗ №_____

от «__»__________20__г.

 

Об утверждении состава комиссии по

проведению специальной оценки условий

труда и графика проведения специальной

оценки условий труда

 

В целях реализации положений Трудового Кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Создать постоянно действующую комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) в составе:

Председатель комиссии

________________________________________________

(ФИО, должность)

Члены комиссии

________________________________________________

(ФИО, должность)

 

2. Организовать  в установленном порядке обучение вопросам проведения СОУТ  следующим членам комиссии:

________________________________________________

(ФИО, должность)

________________________________________________

(ФИО, должность)  (не менее трех человек)

           3. Выделить членам комиссии по проведению СОУТ из их общего количества нормированного времени ________ часов (ежедневно или еженедельно) для  участия в  работе по проведению СОУТ.

4. Назначить ответственным за взаимодействие с организацией, проводящей СОУТ члена комиссии __________________________________.

                                                                             (ФИО, должность)

5. Назначить ответственным за ведение и хранение документации по СОУТ члена комиссии ______________________________.

                                                     (ФИО, должность)

6. Утвердить график проведения СОУТ согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

7. Комиссии организовать работу по проведению СОУТ в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ и иных нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения СОУТ.

8. Довести информацию о проведении СОУТ до руководителей структурных подразделений и иных заинтересованных сторон.

9. Обеспечить доступ экспертов организации, оказывающей услуги по проведению СОУТ к рабочим местам, а также обеспечить им предоставление необходимой информации, материалов и документации относящейся к целям СОУТ.

10. Комиссии утвердить отчет о проведении СОУТ.

11. Контроль выполнения приказа оставляю за собой.

_______________________(Руководитель организации)

 

______________________

 

________________________

 

Приложение № 1

 

«Утверждаю»

__________________

«__» ________ 20__г.

График

проведения специальной оценки условий труда

№ п/п

Этапы работ

Исполни-тели

Сроки

1.

Начало проведения работ по СОУТ

Спец. по охране труда

Указывается дата издания приказа работодателя об утверждении состава комиссии и графика

(необходимо ознакомить всех членов комиссии с приказом под роспись)

2.

Подготовка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест и присвоением каждому рабочему месту уникального порядкового номера.

Определение потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их источников для каждого рабочего места, на котором будет проводиться СОУТ.

Протоколирование опроса работников на каждом рабочем месте, на котором будет проводиться СОУТ (см. приложение – образец опросного листа).

Подготовка материалов, справок и иной документации для организации – исполнителя по каждому рабочему месту и учреждению в целом, которые, как правило, включают в себя следующие сведения:

-техническую и технологическую документацию;

- должностные инструкции;

- инструкции по охране труда;

- характеристики применяемых материалов и сырья,

- результаты ранее проводимых исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

- сведения о случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- об уже предоставляемых работникам льготах и компенсациях (досрочный выход на пенсию, доплаты, дополнительный отпуск, молоко, сокращенная продолжительность рабочего времени);

- об организации инструктажей и обучения  по охране труда, электробезопасности;

- об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты;

- об организации предварительных и периодический медицинских осмотров работников;

- о режиме труда и отдыха (сменность, регламентированные перерывы и т.п.). - и проч.

Комиссия

 

3.

Подготовка технического задания для проведения конкурсных процедур на проведение СОУТ на определенных рабочих местах в зависимости от сроков ранее проведенной аттестации рабочих мест и наличия финансирования  (см. приложение – информация, для включения в техническое задании е для проведения конкурсных процедур на проведение СОУТ).

Комиссия и юристы

 

4.

Проведение конкурсных процедур

 

 

5.

Передача подготовленных комиссией по СОУТ документов лаборатории с оформлением протокола (акта) передачи

Комиссия Эксперт

 

6.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Эксперт

 

7.

Утверждение результатов идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Комиссия

 

8.

Признание условий труда допустимыми на рабочих местах при отсутствии идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных  производственных факторов.

Комиссия

 

9.

Декларирование соответствия условий труда

( По результатам идентификации, в отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциальные вредные и (или) опасные производственные факторы). (Декларацию необходимо подать не позднее 30 раб. дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ в ГИТ).

 

Работода-тель,

комиссия

 

10.

Проведение исследований (измерений) идентифицированных потенциальных вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение оценки условий труда, проведение оценки эффективности применения средств индивидуальной защиты (при необходимости).

 

Эксперт

В соответствии

со сроками в договоре с организацией-исполнителем

или иные

11.

Внесение предложений об использовании в качестве результатов исследований (измерений), замеров, проведенных при производственном контроле за условиями труда.

 

Эксперт

 

12.

Принятие решения об использовании результатов производственного контроля  (если таковой проводился на рабочих местах не ранее чем за 6 месяцев до СОУТ).

 

Комиссия

 

13.

Составление отчета о проведении СОУТ, в который включаются:

- сведения об организации, проводящей СОУТ,

- перечень РМ,  на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных РМ,

-  карты СОУТ,

- протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов,

- протоколы оценки наличия СИЗ,

- протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений на основании части 9 ст.12 426-ФЗ,

- сводная ведомость СОУТ,

- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников,  на рабочих местах которых проводилась СОУТ,

- заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.

 

 

 

 

 

 

 

Лаборато-рия,

эксперты

 

14.

Рассмотрение и утверждение отчета о проведении СОУТ

(При несогласии отдельных членов комиссии, к отчету прилагаются их мотивированное особое мнение, изложенное в письменной форме).

 

Комиссия

 

15.

Ознакомление работников с результатами проведения СОУТ под подпись.

(Не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ)

 

Комиссия

 

16.

Размещение на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах СОУТ

Работода-тель

 

17.

Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах СОУТ при подаче отчетности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – таблица 10  формы  4-ФСС.

 

Работода-тель

 

 

 

(подпись)

 

(ФИО)

Перечень

должностей сотрудников непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) по группам патогенности, определенным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2013 г.№64 (СП 1.3.3118-13 приложение №3) для отнесения условий труда к классу (подклассу) условий труда.

 

1

2

3

4

5

6

 

Дерматовенерологическое отделение

 

 

 

 

 

 

К.410,  

Заведующий отделением – врач -                             стоматолог

 

 

 

 

 

 

 

Старшая медицинская сестра

 

 

 

 

 

 

 

Врач - дерматовенеролог

 

 

 

 

 

 

 

Врач - косметолог

 

 

 

 

 

 

 

Врач - дерматовенеролог

 

 

 

 

 

 

 

Врач - дерматовенеролог

 

 

 

 

 

 

 

Медицинская сестра процедурной  дерматове-нерологического кабинета

 

 

 

 

 

 

Помещения.отд

Санитарка

 

 

 

 

 
        

 

Члены комиссии:

                  Список должностей на получение молока (или других пищевых продуктов) для предоставления эксперту по СОУТ с учетом времени работы во вредных условиях труда  по  биологическому и химическому факторам ( в течении не менее чем половины рабочей смены )

Заведующий отделением эндоскопии  - врач – эндоскопист

Врач –  стоматолог

Старшая медицинская сестра

Медицинская сестра процедурной эндоскопического кабинета

Дата               .2015                                

 

подписи членов комиссии          __________

2 экз.

Опросный лист

работника по осуществлению на его рабочем месте специальной оценки условий труда и потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Комиссия в составе:      

- Ф.И.О. - представитель профкома,  название учреждения;

- Ф.И.О. - специалист по охране труда, название учреждения;

- Ф.И.О. - член комиссии по СОУТ, название учреждения.

          «____» ____________ 201__ года провели опрос фамилия, имя, отчество, должность, название учреждения, № рабочего места.

          Комиссией зафиксировано, что по мнению Ф.И.О. на ее  (его) рабочем месте существуют следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:

- химические (перечень),

- физические (перечень),

- биологический фактор (пациенты),

- тяжесть и напряженность трудового процесса (ответственность за собственную жизнь, за жизнь и здоровье пациента и медперсонала, нагрузка на голосовой аппарат, при приеме пациента приходится  много говорить о его действиях, многократно повторяющиеся операции, монотонность  проведения лечения пациента, вынужденная поза), и проч. в соответствии с разделом 1 инструкций по охране труда и Классификатором опасных и вредных производственных факторов.

 

Представитель профкома                           подпись                                    Ф.И.О.

Специалист по охране труда                      подпись                                    Ф.И.О.

Член комиссии по СОУТ                            подпись                                    Ф.И.О.

          С настоящим опросным листом ознакомлен(а):   _____________________________________________________________

                                                                     подпись                                    Ф.И.О.

Рекомендации

для включения в техническое задание

для проведения конкурсных процедур на проведение СОУТ

          При выборе организации, которая будет проводить СОУТ в учреждении, ориентируясь на требования законодательства о СОУТ и учитывая специфику отрасли здравоохранения, следует указать в конкурсных требованиях:

  1. Наличие в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности – проведение СОУТ.
  2. Наличие членства в саморегулируемой организации (СРО), занимающейся данным видом услуг и опыт проведения СОУТ (АРМ) в учреждениях здравоохранения не менее 3 лет
  3. Организация может обеспечить исполнение своих обязанностей, связанных с риском наступления имущественной ответственности, по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателю-заказчику проведения СОУТ и (или) работникам, в отношении рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, и (или) иным лицам, путем заключения договора добровольного страхования такой ответственности.
  4.  Наличие в организации не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, в том числе не менее 1 эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. 

К экспертам организаций, проводящих СОУТ необходимо предъявлять следующие требования:

- наличие сертификата на право выполнения работ по СОУТ;

-  пройти обязательный медицинский осмотр в соответствии с перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)[1], с получением заключительного акта об отсутствии противопоказаний для проведения работ на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников;

- осуществлять деятельность по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников под контролем уполномоченного лица работодателя;

-  наличие стажа работы в сфере СОУТ, в том числе по аттестации рабочих мест, не менее 3-х лет именно в медицинских организациях.

  1. Наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории, которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений всех вредных и (или) опасных факторов производственной среды.
  2. Обязанность организации, проводящей СОУТ, сопровождать исполненные документы по СОУТ, вносить в них необходимые поправки в течение всего срока их действия, в связи с меняющейся нормативной базой.
  3. Заявите реальные, имеющиеся на предлагаемых к СОУТ рабочих местах, вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, а именно:
  • все химические вещества, с которыми контактирует персонал в своей работе:  антибиотики, противоопухолевые препараты, сульфаниламиды, гормоны, витамины, наркотики, психотропные препараты, аллергены для диагностики  и лечения, ферменты, иммунобиологические препараты, аэрозоли фиброгенного действия и иные лекарственные средства см. СанПиН 2.1.3.2630-10 и приказ МЗ СР РФ от  12.04.2011 № 302н органические кислоты (муравьиная, уксусная, щавелевая и др.),   озон,  свинец,  спирты,  эфиры (кислот, закись азота, фторотан и др.),  барий,  хлор,  синтетические моющие средства, сварочные аэрозоли, пропан, метан, ацетилен, скипидар, пестициды, смеси углеводородов (бензин, мазут и др.) и проч., контроль содержания которых, а также концентрация смесей таких веществ контролируется в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников;
  • физические факторы: ионизирующее излучение, неионизирующее излучение, электромагнитное излучение оптического диапазона лазеров, электромагнитное поле ПЭВМ и др. – всех имеющихся диапазонов,  электростатическое поле,   ультрафиолетовое излучение, инфракрасное излучение, общая и локальная вибрация, ультразвук, постоянное магнитное поле, переменное магнитное поле, температура воздуха (в летний период), параметры световой среды, уровень звука и проч.,
  • биологические факторы: -в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2015 года № 24н «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и …» смотрите разъяснения «Учёт биологического фактора» в этой рассылке;
  •  тяжесть трудового процесса – показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника; (в том числе: сколько проходит медработник до дома пациента и сколько по лестнице в подъезде идёт туда и обратно, что работники скорой помощи несут не только сумку-укладку, а и пациента 80-100 кг при госпитализации, вынужденная поза для врача УЗИ, стоматолога и другие);
  • напряженность трудового процесса – можно указывать только: показатели сенсорной нагрузки, что включает в себя диспетчеризацию производственных процессов, работу с оптическими приборами, постоянной  нагрузкой на голосовой аппарат,    и  к величайшему сожалению: ответственность в результате принятых решений за жизнь и здоровье пациента, коллег, собственную жизнь, дефицит рабочего времени, многократно повторяющиеся операции, вынужденная поза и проч. остались за пределами законодательно утвержденных позиций, однако это все необходимо указывать в Опросном листе.

Разъяснения

по учёту биологического фактора при приведении специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Работники, осуществляющие медицинскую деятельность, подвержены воздействию биологического фактора в связи с вынужденным, в соответствии с трудовой функцией, контактом с больными людьми, необходимостью оказания медицинской помощи больным с не уточнённым эпиданамнезом,  что повышает степень опасности инфицирования сложными и трудноизлечимыми заболеваниями (туберкулёз, ВИЧ, гепатиты и другие).

В связи с вступлением в силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2015 года № 24н «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов …», рабочие места медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, признаются вредными, независимо от концентрации патогенных микроорганизмов, без проведения измерений. Достаточно доказать факт их наличия.

Класс (подкласс) условий труда при воздействии биологического фактора устанавливается по таблице Приложения 9 к Методике проведения СОУТ, не ниже класса 3.2 при контакте с микроорганизмами 3 группы патогенности, класс 3.3 – при контакте с микроорганизмами 2 группы патогенности (вызывающих холеру, СПИД и т.п.) класс 4 – при контакте с микроорганизмами 1 группы патогенности (вызывающих чуму и т.п.).

В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 64 Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами …» к 3-й группе патогенности относятся микроорганизмы, вызывающие коклюш, возвратный тиф, абсцессы, энтериты, холециститы, ботулизм, столбняк, дифтерию, эризипелоид, гастрит, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки, легионеллез, лептоспирозы, листериоз, проказу, туберкулез, гонорею, менингит, пневмонию, остеомиелит, актиномикоз, паратифы А и В, брюшной тиф, дизентерию, сифилис, трахому, урогенитальный хламидоз, грипп, геморрагический конъюнктивит, герпес, ветряную оспу, опоясывающий герпетический лишай, цитомегалию, инфекционный мононуклеоз, аспергиллез, кандидоз, криптоккоз, феогифомикоз, пенициллиоз, висцеральный лейшманиоз, кишечный трихомониаз, малярию, мочеполовой трихомониаз, американский и африканский трипаносомоз, альвеолярный эхинококкоз, гидатидозный эхинококкоз, трихинеллез, чесотку и другие.

С этим перечнем работникам учреждения здравоохранения нетрудно убедить экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда в том, что медицинские работники контактируют с больными людьми в связи с исполнением профессиональных обязанностей, а продолжительность и частота контакта для биологического фактора значения не имеют, поскольку принцип оценки условий труда по биологическому фактору основан на критериях потенциальной опасности заражения при наличии контакта с больными и биологическим материалом.

Приводим значения некоторых терминов и определений, в соответствии с нормативными документами (для сведения):

медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации");

медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации");

медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации");

пациент (больной) - потребитель медицинской услуги, обращающийся в медицинское учреждение или к медицинскому работнику за медицинской помощью. (ПРИКАЗ МЗ РФ от 22 января 2001 года № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта "Термины и  определения системы стандартизации в здравоохранении»

пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния. (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

 


[1] Утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России.21 октября 2011 г. № 22111).

 

Действующие документы по специальной оценке условий труда

Файл: Deystvuusie-dokumenti-po-speci3886.docx (81,0 Кбайт, Zip-архив - 75,9 Кбайт)

Организация охраны труда в учреждениях здравоохранения

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
(ст. 216-218 ТК РФ)
• Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий
• Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ
• Каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность и имеющий численность работников:
- более 50 человек, обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области;
- менее 50 человек, принимает решение с учетом специфики производственной деятельности о создании службы или введении должности специалиста по охране труда.
• При отсутсвии у работодателя службы или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в облати охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору
 
• По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда в составе представителей работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Комитет организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, организует проведение проверок условий и охраны труда на раочих местах и информирование работников о их результатах
________________________________________
Обучение и профессиональная подготовка
в области охраны труда
(ст. 225 ТК РФ)
 Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предпрениматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знани требований охраны труда в порядке установленном уполномоченным Правительством федеральным органом испонительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии
________________________________________
Финансирование мероприятий
по улучшению условий охраны труда
(ст. 225 ТК РФ)
• Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет:
- средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов
- внебюджетных источников
- добровольных взносов организаций и физических лиц
• Финансирование этих мероприятий работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)
 
• В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

 

Еще раз о спецоценке условий труда

                                                                             12.09.2014
             В связи с поступающими обращениями от работников организаций системы здравоохранения в выборные органы организаций Профсоюза по вопросам и проблемам, связанными с применением законодательства о специальной оценке условий труда на рабочих местах медицинских организаций бюджетной сферы, ситуацию комментирует Гузнаев Юрий Витальевич – главный технический инспектор труда ЦК Профсоюза.
В настоящее время медицинское сообщество и Профсоюз обеспокоены вопросами, связанными с проведением специальной оценкой условий труда в соответствии с вступившими в силу с 01.01. 2014 года федеральными законами от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда». Результаты спецоценки условий труда обуславливают предоставление гарантий и компенсаций медицинским работникам за работу на рабочих местах с вредными и опасными производственными факторами. Уже сейчас, при проведении спецоценки условий труда наблюдаются случаи необоснованного снижения классов условий труда и соответственно снижения или отмене ранее предоставляемых и гарантированных государством компенсационных мер (дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенные размеры оплаты труда, сокращенная продолжительность рабочего времени). Немаловажно и то, что оценка условий труда, проведенная некачественно, приостанавливает право досрочной пенсии ряду медицинских работников бюджетных медицинских организаций. Это повлечет в будущем массовости судебных разбирательств, необходимости повторных замеров, к проведению государственной экспертизы и к дополнительным затратам бюджетных средств, а также к социальной напряженности в трудовых коллективах.
Организации Профсоюза обеспокоены и качеством проведения мероприятий оценки условий труда в переходный период, возникновением не разрешаемых ситуаций, связанных с одной стороны со спецификой медицинской деятельности, с другой - несовершенством правовой, технической, разрешительной и лицензионной базами оценки условий труда.
Для Профсоюза важно, максимально объективное решение вопроса о предоставлении работникам компенсационных мер за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов на основании качественной оценки условий труда именно подготовленными и сертифицированными экспертами, легитимными организациями и лабораториями.
По замыслу разработчиков, процедура спецоценки условий труда должна была стать инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Необходимо отметить, что подходы в определении классов вредных условий труда на рабочих местах в рамках законодательства о специальной оценке условий труда вынуждают каждого работника быть заинтересованным в правильности применения к нему тех или иных норм, гарантий и компенсационных мер и их полноты, при реальных условиях труда, качественном проведении мероприятий, связанных со специальной оценкой условий труда (далее –СОУТ) по утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 года №33н Методике.
Однако в Методике проведения специальной оценки не учитываются ряд неустранимых факторов производственной среды и трудового процесса, присутствующих на рабочих местах медицинских работников и ранее учитывающихся аттестацией рабочих мест по условиям труда.
ЦК Профсоюза неоднократно обращалось внимание региональных организаций Профсоюза на то, что в настоящее время отсутствует целый ряд методик оценки вредных факторов (в том числе и напряженности трудового процесса), у большинства экспертов и организаций нет установленных законодательством сертификатов и аккредитаций, подтверждающих их компетентность и легитимность на проведение СОУТ, в организациях отсутствует страхование рисков нанесения ущерба своими действиями заказчику в ходе спецоценки, а поправки внесенные законодательством о СОУТ в Кодекс об административных правонарушениях не будут применяться до 01.01.2015 года, Методика проведения СОУТ может быть пересмотрена и изменена осенью 2014 года .
Профсоюз считал и считает недопустимым сужение круга исследований и исключения из Классификатора вредных и(или) опасных производственных факторов реально присутствующих на рабочих местах работников организаций и учреждений системы здравоохранения.
Действуя в рамках рабочих групп Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК) Профсоюз неоднократно ставил вопросы перед Минтрудом России, указывая на несовершенство принимаемых нормативных правовых актов, в которых отсутствует оценка ряда вредных факторов производственной среды и трудового процесса, неустранимых и постоянно присутствующих в условиях труда работников медицинских организаций.
Профсоюзная сторона РТК письмом от 20.11.2013 № 104-109/48 направляла консолидированные замечания и предложения к проекту приказа об утверждении Методики в РТК и просила согласовать окончательный вариант Методики с Роспотребнадзором. Однако Методика не была согласована, и замечания профсоюзной стороны были учтены лишь частично. Требование профсоюзной стороны вопреки протокольному решению РТК от 26 июля 2013 года (п.1 пп.5) о рассмотрении проекта Методики на РТК были проигнорированы. Минтруд России утвердил Методику приказом № 33н от 24 января 2014 года и направил его на регистрацию в Минюст России.
Поднятый профсоюзной стороной РТК вопрос был рассмотрен на РТК 28.02.2014 года (протокол № 2). В решении РТК было отмечено, что сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, предложила провести у координатора Комиссии, Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец совещание по приказу в целях снятия разногласий.
В целях реализации поручений по итогам совещания от 3.04.2014 года у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец для дальнейшей корректировки приказа Минтруда России от 24.01.2014 г №33н сторонами социального партнерства до октября 2014 года проводится мониторинг реализации законодательства о СОУТ.
ЦК Профсоюза, руководители региональных организаций, первичные организации и специалисты Профсоюза в сфере охраны труда в своих обращениях, поднимают проблемные вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях мероприятий по оценке условий труда и реализацией законодательства о СОУТ, которое не позволяет измерять (исследовать) в факторе напряженности производственного процесса у медицинских работников, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, высокую концентрацию и ответственность при оказании экстренной медицинской помощи, эмоциональное истощение при ведении амбулаторного приема, угрозу жизни или здоровью медицинских работников при возникновении ДТП, или со стороны агрессивно настроенных больных и родственников, со стороны лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. При установлении класса условий труда по биологическому фактору нет четкого разъяснения учета вынужденного, в рамках должностных инструкций, постоянного контакта с больными людьми, при случаях оказания медицинской помощи больным с не уточненным эпиданамнезом, наличия у медицинских работников высокой степени опасности инфицирования сложными и трудноизлечимыми заболеваниями(туберкулез, ВИЧ, гепатит и др). При применении пункта 29 Методики проведения СОУТ, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н, возникают трудности в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 317 "О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах", лицензирование организаций предоставляющих медицинские услуги не проводится. А значит, оценка биологического фактора на рабочих местах в соответствии с Методикой будет не полностью отражать условия труда медицинских работников.
ЦК Профсоюза и региональными организациями обращалось внимание первичных организаций Профсоюза и участвующих в комиссиях по проведению спецоценки (если было начато её проведение) представителей Профсоюза и самих работников на принципиальный подход к обязательным измерениям(исследованиям) биологического, химического факторов и оценке напряженности производственного процесса, как основных факторов, неустранимых (связано с осуществлением медицинских услуг) и имеющих место практически на всех рабочих местах медицинских работников в той или иной степени.
Какая конкретная работа ведется Профсоюзом в этом направлении сегодня?
Существующие проблемы в применении законодательства о СОУТ в организациях системы здравоохранения вызывают крайнюю обеспокоенность у представителей Профсоюза. Это послужило причиной направления коллективных обращений региональными организациями Профсоюза, представителями Профсоюза в федеральных округах, первичными организациями Профсоюза в адрес Президента Российской Федерации В.В.Путину, вице-премьеру РФ, координатору Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений О.Ю.Голодец, министру труда и социальной защиты М.А. Томилину, министру здравоохранения В.И.Скворцовой, председателю ФНПР, координатору профсоюзной стороны в РТК М.В.Шмакову. ЦК Профсоюза направлены письма в субъекты РФ по вопросам, применения федерального закона от 28.12.2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и качественного проведения подготовительного этапа СОУТ. Разработано информационное пособие с профсоюзным комментарием «Внимание! Специальная оценка условий труда», которое поступит в виде приложения к журналу «Профсоюзная тема» практически в каждую первичную организацию Профсоюза.  Профсоюзом в настоящее время проводится мониторинг проблем возникающих в ходе проведения специальной оценки условий труда в медицинских организациях и выявления случаев некачественного проведения оценки условий труда экспертами и организациями, оказывающими данный вид услуг. Проводится обобщение предложений представителями Профсоюза в федеральных округах для выработки консолидированных предложений для внесения изменений и дополнений в Методику проведения СОУТ, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 года №33н.
В рамках законодательства о СОУТ представители ЦК Профсоюза участвует в совместных консультациях с представителями Минтруда России и Минздрава России по реализации постановления Правительства РФ от 14.04.2014 года №290 "Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей". Проектом приказа Минтруда России должны быть определены особенности проведения спецоценки условий труда на рабочих местах медицинских работников непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации, на рабочих местах медицинских работников, расположенных в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные), на рабочих местах медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.
Кроме этого, ЦК Профсоюза считает необходимым разработать дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (измерению) при проведении специальной оценке условий труда (п.4 ст. 13 Закона), учитывающий повышенные психофизиологические нагрузки, обусловленные спецификой и характером лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. О данной позиции Профсоюза в Минздрав России было направлено соответствующее обращение. Также направлены предложения о включении этого вопроса в план работы Общественного Совета при Министерстве здравоохранения РФ на 2014 год и предложением о рассмотрении возможности установления гарантированных размеров компенсационных мер в заключенном с Минздравом России Соглашении.
В настоящее время создана совместная рабочая группа Профсоюза и Минздрава России и ведется активная работа по разработке проекта приказа, расширяющего перечень исследуемых(измеряемых) вредных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников..
Ряд документов планируется обсудить в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений уже в конце этого года.
В связи с тем, что несмотря на несовершенство нормативных правовых документов, отсутствие нормативных документов отраслевой направленности в ряде медицинских организаций все же начато проведение специальной оценки условий труда с участием представителей организаций Профсоюза
ЦК Профсоюза еще раз обращает внимание организаций Профсоюза, профсоюзного актива, работников медицинской организаций:
1. На возможное снижение классов условий труда по результатам проводимой специальной оценки условий труда и соответственно снижения предоставляемых компенсационных мер работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Данные изменения могут иметь место в связи с внесенными Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ поправками в Трудовой кодекс РФ.
При этом, пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ предусмотрено, что реализация статей Трудового кодекса РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационные меры, направленные на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Аргументами для установления размеров компенсационных мер и гарантий могут также служить положения статьи 350 Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, в том числе Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» и Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», устанавливающих гарантированные государством конкретные размеры для отдельных категорий медицинских работников дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени в зависимости от занимаемой должности и характера выполняемой работы.
2. На обязанность работодателя, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, письменно знакомить с её результатами и не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
 3. На контроль за проведением подготовительного этапа специальной оценки (ст.9 Закона о СОУТ) и непроведении специальной оценки условий труда, если сроки действия (пять лет) ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда не прошли.

 

О проведении экспертизы качества специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда направлена на реализацию права работника на безопасный труд. Но иногда результаты процедуры заставляют сомневаться в их качестве. Контролировать этот вопрос призвана экспертиза качества специальной оценки условий труда, подробнее о которой рассказал заместитель Директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Петр Сергеев.

Зачем нужна экспертиза качества спецоценки?

От результатов проведения специальной оценки условий труда зависит:

•будут ли работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, предоставлены гарантии и компенсации и в каком размере;

•уровень социальной защищенности работников;

•решение задач по улучшению условий труда, обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.

Поэтому необходимо обеспечить качество и достоверность результатов проведения специальной оценки условий труда у работодателя. Чтобы решить эту задачу, а также защитить трудовые права работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, в составе государственной экспертизы условий труда введена экспертиза качества специальной оценки условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).

Когда ее проводят?

Экспертиза качества спецоценки условий труда носит заявительный характер. Она проводится в порядке, установленном приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. №549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда», по:

•представлениям территориальных органов Роструда в связи с осуществлением контроля за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, обратившихся в Государственную инспекцию труда;

•заявлениям, которые поданы в орган проведения экспертизы органами исполнительной власти, работниками, профессиональными союзами, их объединениями, иными уполномоченными работниками представительных органов, а также работодателями, их объединениями, страховщиками;

•на основании определений судебных органов.

Экспертизу качества спецоценки проводят органы исполнительной власти субъектов России по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведена спецоценка.

В чем заключается экспертиза?

Экспертиза качества спецоценки заключается в анализе ее результатов на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда. Проверяются:

•правильность и достоверность сведений о выявленных на исследуемых рабочих местах вредных (опасных) факторах производственной среды и трудового процесса;

•достоверность проведенных исследований (испытаний) и измерений указанных факторов;

•правильность установления итогового класса (подкласса) условий труда в отношении исследуемых в рамках экспертизы рабочих мест.

При необходимости органом государственной экспертизы условий труда организуется проведение исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса на исследуемых рабочих местах.

По итогам работы составляется заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют результаты спецоценки установленным требованиям законодательства или нет. Если установлены несоответствия, в заключении указываются выявленные при проведении специальной оценки условий труда нарушения.

За чей счет проводится экспертиза?

Если экспертиза проводится на основании обращений органов исполнительной власти, определений судебных органов, а также по представлениям территориальных органов Роструда, в том числе по обращениям заявителей, то такая экспертиза проводится бесплатно.

Экспертиза качества специальной оценки условий труда является платной для заявителей – работников, профессиональных союзов или их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей или их объединений, являющихся страховщиками, обратившихся непосредственно в орган исполнительной власти субъекта России. Стоимость работ устанавливается органами государственной экспертизы условий труда с учетом Методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденных приказом Минтруда России от 9 октября 2014 г. №682н.

Как быть, если экспертиза подтвердит, что спецоценка была проведена с нарушениями?

Выявленные по результатам экспертизы нарушения и несоответствия указываются в заключении государственной экспертизы условий труда. Его подписывает руководитель уполномоченного структурного подразделения органа государственной экспертизы условий труда, после чего заключение представляется заявителю. Если заявитель не согласен с результатами экспертизы, он вправе обратиться в Минтруд России с целью рассмотрения возникших разногласий. Порядок рассмотрения указанных разногласий и состав документов для данной процедуры установлен приказом Минтруда России от 22 сентября 2014 г. №652н.

Если экспертиза выявит нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда, работодатель вправе потребовать компенсации затрат от организации, проводившей специальную оценку условий труда, в судебном порядке.