Тел/факс: 8(423)245-65-95, тел. 245-65-95
ПРИМОРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ


 

Правозащитная работа

"Сегодня Министерство здравоохранения ставит цель выровнять уровень зарплат для специалистов с одинаковым уровнем квалификации, работающих в медицинских организациях одного уровня на одинаковых должностях, минимизировать несправедливые разрывы в заработной плате. Во многих регионах стимулирующие выплаты составляют 50% и больше, а прозрачность их назначения нередко ставится работниками под сомнение".
________________________________________
По поручению Президента России правительство должно обеспечить принятие федерального закона, по которому профессиональные стандарты станут обязательными для государственных и муниципальных организаций. Что это значит? Стандарты должны стать основной для внесения изменений в трудовые договоры и локальные нормативные акты? Или соответствие стандарту станет критерием допуска к работе?
 - Действительно, Указом Президента РФ № 597 от 07 мая 2012 г., который определил основной вектор развития в социальной сфере, было предусмотрено разработать и утвердить до 2015 г. около 800 профессиональных стандартов.
В настоящее время в большинстве отраслей социальной сферы, в том числе, и в здравоохранении, используются свои квалификационные справочники. Есть приказ Минздравсоцразвития России № 541н (это Единый квалификационный справочник в сфере здравоохранения), где содержатся характеристики различных должностей работников, определены основные требования к квалификации.
Этот справочник является основой для разработки конкретных должностных инструкций. Указ президента направлен на стандартизацию: ставится задача создания единой национальной системы квалификации – так, чтобы не надо было объяснять особенности применения тех или иных нормативных документов в каждой отрасли.
Это, без сомнения, большая и очень нужная задача. Но это и колоссальный труд, который взяло на себя Министерство труда и социальной защиты РФ. Для решения задач, которые были поставлены Президентом перед Правительством и конкретными федеральными органами исполнительной власти, в Минздраве была создана рабочая группа. В нее вошли и представители работодателей, и общественных организаций, и представители других федеральных органов исполнительной власти. Нам повезло – есть достаточно много федеральных органов исполнительной власти, в организациях которых работают медицинские работники. Это позволяет оценивать определенную специфику их деятельности. В рамках межведомственной рабочей группы обсуждаются проекты профессиональных стандартов, необходимость их разработки.
Сегодня ни одного стандарта еще не принято, но разработаны проекты – и для среднего и младшего медицинского персонала, и для врачей.
В самой высокой степени готовности находится проект базового стандарта специалиста по педиатрии, который определяет набор требований в виде трудовых функций. Он уже получил одобрение Национального совета по профессиональным квалификациям.
Профессиональные стандарты, как и единые квалификационные справочники, больше ориентированы не на медицинскую организацию, а на конкретных работников.
Однако, без сомнения, их внедрение потребует от медицинской организации определенных действий: может быть, пересмотра трудовых договоров и закрепления в них тех или иных трудовых функций.
 - В каждом проекте профессионального стандарта перечисляется целый ряд должностей, которые может занимать специалист. Например, для специалиста в области организации здравоохранения это и главный врач, и заведующий отделением, и врач-статистик. Понятно же, что у них совершенно разные функции. Кто и как определяет, какой набор трудовых функций соответствует конкретной должности? Насколько вообще правомочно «вытаскивать» из стандарта отдельные блоки?
 - Профессиональный стандарт не является макетом трудового договора, хотя и содержит трудовые функции специалиста. Он устроен таким образом, чтобы предусмотреть возможности для профессионального роста работника и расширения набора его трудовых функций. Конечно, нельзя поставить в один ряд медицинского статистика и руководителя организации. Хотя, с другой стороны, руководитель организации не может не иметь компетенций, которыми обладает врач-статистик.
Но путь от заведующего структурным подразделением до руководителя организации пройти можно. Да и для разных руководителей организаций тоже требуются разные компетенции – в зависимости от количества персонала, уровня медицинской организации и т. д.
Есть очень важный момент: профессиональный стандарт – это набор требований, которые предъявляются к работнику и которым он должен соответствовать. Поэтому профессиональные стандарты являются основой для переработки образовательных стандартов.
У нас очень хорошо представлена система дополнительного профессионального образования. Но здравоохранение динамично развивается, и при внедрении новых технологий и лекарственных препаратов необходимо, чтобы врачи получали знания оперативно.
Поэтому с 1 января 2016 г. мы переходим на систему непрерывного профессионального образования – это создаст возможности для обновления имеющихся компетенций и для получения новых регулярно, в течение всей профессиональной деятельности, а не один раз в три-пять лет.
Образовательные стандарты становятся более гибкими. В системе Министерства образования создается межведомственный Координационный совет, который позволит взаимодействовать на стыке различных отраслей.
Например, появляются быстро развивающиеся направления – такие как радиобиология, которая находится на границе биологии и физики. Еще одной особенностью является то, что здравоохранение – отрасль, которая традиционно предусматривает свои собственные процедуры допуска к специальности.
Сегодня это процедура сертификации: каждый врач и средний медработник сдают специальный экзамен в уполномоченной организации.
А с 1 января 2016 г. мы переходим на поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских специалистов (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) .
 - По приказу Минтруда от 12.04.2013 № 148н в профессиональных стандартах будут указаны уровни квалификации – то есть, согласно определению Трудового кодекса, уровни знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы2. Есть ли здесь связь с профессиональными квалификационными группами3, в соответствии с которыми устанавливаются базовые оклады?
Оплата труда – это отдельная тема. Сегодня Министерство здравоохранения ставит цель выровнять уровень зарплат для специалистов с одинаковым уровнем квалификации, работающих в медицинских организациях одного уровня на одинаковых должностях, минимизировать несправедливые разрывы в заработной плате. Во многих регионах стимулирующие выплаты составляют 50% и больше, а прозрачность их назначения нередко ставится работниками под сомнение.
Этот вопрос обсуждался с Центральным комитетом профсоюза медицинских работников, Национальной медицинской палатой и Минздравом.
Были разработаны и направлены в регионы рекомендации по изменению структуры заработной платы, предусматривающие увеличение окладной части до 55–60% в структуре оплаты труда, 10% – компенсационные выплаты, а стимулирующие – не более 30%. Мы постараемся увязать квалификационные уровни, которые предусматриваются профессиональными стандартами, с тем, что используется в системе сегодня.
Система оплаты труда, профессиональные стандарты и образовательные стандарты должны быть тесно взаимосвязаны. Это не так просто, есть ряд проблем: например, уровни квалификации, по которым распределены работники в нашей отрасли, не всегда можно сопоставить с распределением в других отраслях (при соотнесении нагрузки и ответственности).
Надеемся, что это будет решено как раз в рамках межведомственного взаимодействия и создания Национальной системы квалификации.
 - ТК РФ дает работодателю право уволить работника за недостаточную квалификацию, если это подтверждено результатами аттестации. В то же время право заниматься профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции дает квалификация, указываемая в документе, выданном образовательной организацией. Может ли комиссия медицинской организации проверять знания и умения работника? Можно ли делать вывод о недостаточной квалификации на основании документов о результатах деятельности работника, например актов экспертиз качества медпомощи, протоколов врачебной комиссии?
Здесь тоже все неоднозначно: например, диплом о медицинском образовании еще не дает права на занятие медицинской деятельностью, и Закон об основах охраны здоровья граждан устанавливает, что для допуска к медицинской деятельности специалист должен быть еще сертификат.
При действующей системе право сертификации медицинских работников «привязано» к организации, которая имеет лицензию на образовательную деятельность. И сложилось мнение, что сертификация является смысловым окончанием образования.
Это мнение трудно разрушить, но оно неверное: по большому счету, сертификация не имеет прямого отношения к образованию – за исключением ряда случаев, когда сертификат получают в первый раз.
Если же человек уже работает и подтверждает свой допуск к осуществлению медицинской деятельности, то это отдельная процедура, предусматривающая сдачу сертификационного экзамена. Главное требование к сертификационному экзамену – в экзаменационную комиссию должны входить работодатели и представители профессионального сообщества. К сожалению, эта норма не везде соблюдается.
В рамках соглашения между Национальной медицинской палатой и Министерством здравоохранения сегодня широко поднимается вопрос о саморегулировании профессионального сообщества. Это очень важно – оценивать уровень квалификации и давать объективную оценку специалисту могут и должны, в том числе, и коллеги.
Исходя из собственной практики: если ты прооперировал тяжелого больного и знаешь, что на дежурство придет опытный высоковалифицированный врач, которому доверяешь, – можешь спокойно уйти домой. А если это доктор недостаточно высокой квалификации – предпочтешь остаться и лично наблюдать пациента.
Поэтому в системе аккредитации, которая будет внедряться с 2016 г., мы хотим установить жесткое требование к составу комиссии – не просто рекомендацию, а требование: ответственность за допуск в профессию должен лежать на профессиональном сообществе, представителях работодателя и образовательной организации. Это первое.
Второе: сегодня специалист может владеть каким-то методом, который предполагает его специальность, а может и не владеть. Например, сертификат общего хирурга не означает, что я владею всеми методами абдоминальной хирургии. Но, если что-то не нужно в реальной практике, не страшно этого не уметь, при необходимости всегда можно научиться.
Чтобы было понятно, о чем я говорю: например, регион отправляет учиться ординатора по хирургии в столичный вуз. Но сегодня в московском здравоохранении, наверное, уже нет стационара, в котором бы широко использовались открытые методики, везде лапароскопические – вот им и учат.
Потом специалист возвращается в свою больницу, а там, например, нет лапароскопического хирургического оборудования. И качество подготовки ординатора ставится под сомнение, поскольку оперировать «открытым» доступом он не научился, а навык лапароскопических вмешательств в его реальной практике не нужен. А через какое-то время, когда оборудование появится в медицинской организации, окажется, что он уже разучился на нем работать, надо снова посылать на повышение квалификации – без практики «рукодельные» навыки быстро забываются.
Потом, у нас в стране сложилась такая практика, что в рамках «своей» специальности нельзя использовать методы или технологии, отнесенные сегодня к другой специальности без получения дополнительного системного образования и получения сертификата специалиста по другой специальности. Так например, врач акушер-гинеколог, чтобы посмотреть на УЗИ состояние плаценты беременной женщины должен отправить ее к соответствующему специалисту или пройти профессиональную переподготовку по ультразвуковой диагностике и получить сертификат «ультразвуковика».
При этом врач хочет получить компетенции только по УЗИ малого таза. Это порождает дефекты образовательной системы. Таких примеров много: эзофагогастродуоденоскория в практике гастроэнтеролога, бронхоскопия в практике анестезиолога и т.д.
Это требует пересмотра сложившейся системы и разработки принципиально новой системы допуска к профессиональной деятельности. Аккредитация, предусматривающая возможность получить допуск к конкретным трудовым функциям, предусмотренным профессиональными стандартами, должна быть лишена таких недостатков.