О реформировании пенсионной системы
30.06.2015
С 1 января 2015 года вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) и от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Принятые федеральные законы направлены на усиление заинтересованности граждан в назначении пенсии в более позднем возрасте, не повышая при этом законодательным порядком официальный возраст, при котором допускается назначение пенсии по старости на общих основаниях (60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно).
При этом, для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотрено ее установление в более высоком размере за счет установления специального порядка перерасчета пенсионных прав, а в отношении лиц, уже находящихся на пенсии, предоставлена возможность отказаться от получения назначенной пенсии (на определенный срок) также с целью увеличения ее размера.
Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ сохранила норму, предусмотренную пунктом 1 статьи 7 Федерального от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», закрепляющую общеустановленный возраст выхода на пенсию.
Таким образом, в настоящее время повышение пенсионного возраста в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ не предусматривается.
Вместе с тем, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новой редакцией), утвержденными Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 года, в целях повышения устойчивости пенсионной системы и уровня пенсионных выплат, предусматривается проведение детального анализа и на его основе широкого обсуждения с привлечением институтов гражданского общества, в том числе профессиональных союзов, объединений работодателей, общественных организаций и экспертного сообщества, целесообразности повышения пенсионного возраста для лиц, вновь выходящих на пенсию, а также возможных сроков и порядка указанного повышения.
В дополнение сообщается, что вышеуказанными Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новой редакцией) в целях повышения устойчивости пенсионной системы и уровня пенсионных выплат предусмотрено сохранение накопительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования, создание новых стимулов для формирования дополнительных пенсионных накоплений, позволяющих повысить уровень пенсионного обеспечения, совершенствование механизма формирования доходов на финансирование страховых пенсий, исходя из сложившегося уровня обязательств и их индексации, стандартизация негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе в части порядка заключения договоров, условий и порядка уплаты пенсионных взносов, условий доходности пенсионных средств, а также создания механизма гарантирования их сохранности, совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета и расширение информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с органами исполнительной власти и организациями с целью повышения эффективности управления в системе обязательного пенсионного страхования.
Данные меры позволят более эффективно расходовать пенсионный капитал граждан с целью увеличения размеров пенсионных выплат.
Что касается вопроса ограничения выплаты пенсий работающим пенсионерам, то в настоящее время в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р (далее - Стратегия развития пенсионной системы), которой определены основные цели развития пенсионной системы, подготовлен проект федерального закона «Об особенностях выплаты пенсий работающим пенсионерам», предусматривающий ограничение выплаты пенсий лицам с высокими доходами (заработками).
Одной из целей Стратегии развития пенсионной системы является обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации. Учитывая сложившуюся в стране социально-экономическую обстановку, проектируемый федеральный закон предлагает меры, направленные на достижение данного целевого ориентира Стратегии, исходя из накопленного опыта регулирования выплаты пенсии в зависимости уровня заработной платы в рамках ранее действовавшего пенсионного законодательства (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях в СССР», в котором существовал механизм ограничения выплаты пенсий работающим пенсионерам).
Законопроектом предлагается приостановление выплаты страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в случае, если у работающего пенсионера общая сумма выплат и иных вознаграждений равна или превысила один миллион рублей. Приостановление выплаты пенсии будет осуществляться с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведен соответствующий подсчет.
Предлагается общую сумму выплат и иных вознаграждений определять ежемесячно за период, истекший за два месяца до месяца, за который осуществляется выплата страховой пенсии, и равный следующим подряд 12 календарным месяцам. При этом подсчет общей суммы выплат и иных вознаграждений будет производиться на основании сведений, имеющихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе, представленных страхователями и застрахованными лицами.
Вместе с тем концепция указанного законопроекта предусматривает для лиц из числа работающих пенсионеров, страховая пенсия по старости которым назначается впервые по истечении десяти лет после возникновения права на нее либо после отказа в течение десяти лет от установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии, выплату пенсии не прекращать независимо от суммы получаемых выплат и иных вознаграждений.
Различные уточнения в порядок определения заработка в отношении работающих пенсионеров, индексации размера заработка, с учетом которого будет приостанавливаться выплата пенсии, особенности выплаты пенсий в период работы отдельным категориям пенсионеров и другие вопросы могут быть рассмотрены в процессе принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
По вопросу досрочного назначения пенсии педагогических, медицинских и творческих работников сообщаем, что Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации в отношении указанных работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
В то же время Минтруд России считает, что в настоящее время производить увеличение стажа для назначения досрочных пенсий указанным работникам нецелесообразно, в связи с чем условия назначения пенсий для них остаются прежними.
Возможные варианты дальнейшего реформирования пенсионной системы будут выноситься на рассмотрение законодателей на основе консультаций и нахождения согласованной позиции с профессиональными союзами и с работодателями с учетом результатов применения нового пенсионного законодательства.
Заместитель директора Департамента С. В. Комарова