ОБРАЩЕНИЕ
17.09.2014
103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, 2
Вице-премьеру РФ, координатору
Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений
О.Ю. Голодец
127994, ГСП-4, г. Москва,ул. Ильинка, д.21
Министру труда и социальной защиты
Российской Федерации
М.А. Топилину
127994, ГСП-4, г. Москва,
Рахмановский пер., д.3
Министру здравоохранения
Российской Федерации
В. И. Скворцовой
119119, г.Москва, Ленинский проспект, 42,К.З.
Председателю ФНПР, координатору
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
М.В. Шмакову
119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42
Председателю ЦК Профсоюза
работников здравоохранения РФ
М.М. Кузьменко
Обращение
Приморская краевая организация профсоюза работников здравоохранения РФ, выражает крайнюю обеспокоенность в связи с положением, складывающимся с реализацией Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в учреждениях отрасли здравоохранения.
Утвержденные приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н Методика проведения специальной оценки условий труда с приложениями и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов вопреки требованиям Федерального закона № 426-ФЗ носят дискриминационный характер и фактически направлены на сужение круга вопросов, подлежащих определению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на ее результаты, так как выводят из области оценки объективно присутствующие и неустранимые в работе медицинского персонала вредные и (или) опасные производственные факторы, в первую очередь биологический и напряженность трудового процесса и не учитывают действующие в отрасли здравоохранения нормативные государственные правовые акты, устанавливающие гигиенические требования к условиям труда различных категорий медицинских работников.
Разделом 3 Классификатора (оценка биологического фактора), п.29 Методики проведения специальной оценки условий труда и приложением 9 к Методике оценка биологического фактора предполагается только при наличии разрешительных документов (лицензий) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами (ПБА) I – IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней.
Такой подход некорректен и недопустим при оценке рабочих мест медицинских работников общей медицинской сети, где каждый пациент рассматривается как потенциальный носитель патогенных агентов и биологический фактор является основным и неустранимым фактором производственного риска, при этом действующим законодательством для общей медицинской сети не установлены требования о наличии разрешительных документов (лицензий) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами (ПБА) I – IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней.
В результате необоснованного выведения из оценки интеллектуальных и эмоциональных нагрузок медицинских работников (решения ими сложных задач, зачастую при дефиците времени и возникновению в связи с этим стрессовых ситуаций на фоне сохраняющейся ответственности за результат принятого решения, когда итогом неверного решения является здоровье и жизнь пациента, круглосуточный режим работы и другие) оценка напряженности трудового процесса, выполненная в соответствии с утвержденной Минтрудом Методикой относит медицинских работников к 1 (оптимальному) классу условий труда!
Создается впечатление, что снижение численности работающих во вредных условиях труда, в том числе в отрасли здравоохранения, Минтруд России намерен достичь не за счет объективно проведенной специальной оценки условий труда, как того требует Федеральный закон 426-ФЗ, и реального улучшения условий труда работников, а за счет сужения или вообще исключения из специальной оценки реально существующих вредных и (или) опасных производственных факторов.
С таким подходом к проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах в учреждениях здравоохранения Приморская краевая организация профсоюза работников здравоохранения РФ не может согласиться.
Социальные последствия в результате неполноценной оценки условий труда медицинских работников и, как следствие, отмены существующих у них в настоящее время гарантий и компенсаций за неустранимые вредные условия труда, в условиях существующего на сегодняшний день дефицита кадров в учреждениях здравоохранения, могут быть непредсказуемыми.
Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 290«Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти особенностей» не охватывает особенности специальной оценки условий труда для всех категорий медицинских работников.
Руководствуясь частью 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда», считаем необходимым приступить к разработке отраслевого документа, определяющего методику проведения специальной оценки условий труда, учитывающей действующие в отрасли здравоохранения нормативные правовые акты, специфику работы всех категорий работников организаций медицинского профиля, и особенности установления классов условий труда, а именно установлением вредного класса условий труда за наличие неустранимых потенциально вредных и опасных факторов трудового процесса медицинских и иных работников в учреждениях отрасли (высокий риск инфицирования работника от пациента и ответственность за результат лечения, здоровье и жизнь больного).
С целью экономии бюджетных средств необходимо определить перечень рабочих мест отдельных категорий медицинских работников, на которых специальная оценка условий труда проводится без измерений.
Председатель
Приморской краевой организации профсоюза работников здравоохранения Приморского края И.И. Лизенко